Журнал для профессионалов «Арт – менеджер» № 2 (18) 2008: Культурный туризм для менеджеров культуры

 

— Расскажите пожалуйста о вашем творческом объединении: когда оно появилось, чем занимается, о его концепции. Каким вы видите развитие этого проекта?

Наша компания очень молода — существует с сентября прошлого года. Конечно, всё возникло не на пустом месте: мы собрали вокруг себя единомышленников — работников культуры и объединились, чтобы выполнять определенную роль на рынке культурно-досуговой деятельности. В работе нашей компании можно выделить два направления: первое, более значимое, — обслуживание населения, коммерческих и государственных структур, оказание услуг, связанных с культурным продуктом. Это праздники в различных формах, корпоративные мероприятия. В основном наши клиенты — это предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, пищевой промышленности, компании, которые занимаются строительным бизнесом.

Второе направление — это система повышения квалификации работников культуры, искусства, молодежной политики и студенческого творчества. Мы ежегодно проводим семинары и мастер-классы на различные темы. Они проходят на достаточно хорошем уровне, с привлечением специалистов Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Московской области, Комитета по культуре города Москвы, а также профессионалов-практиков из Государственного Кремлевского дворца, дворцов и домов культуры столицы, творческих объединений, вузов. Главное для нас в этой работе — системный подход и качество предоставляемых слушателям информации и материалов.

— Как изменилось отношение бизнес — структур к развлекательным мероприятиям, какова их роль в корпоративной культуре?

Я занимаюсь этим давно, и вижу необходимость быстрого развития в нашей сфере. От праздника в формате «банкетный стол и два прихлопа, два притопа» уже отходят. Поэтому последние мероприятия мы делали тематическими, используя интересные идеи и режиссерские ходы. На сегодняшний день мы с некоторыми компаниями планируем возобновить традиционные конкурсы типа «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «В кругу друзей», в которых будут участвовать работники компаний. Культурная жизнь в коммерческих структурах очень яркая, и мы стараемся делать свою работу «пять с плюсом».

— Какие темы семинаров вы предлагаете слушателям?

Два раза в год (февраль, декабрь) мы проводим семинары для руководителей и специалистов органов управлений культуры, директоров учреждений культуры по изучению нормативно — законодательной базы. Участники получают достоверную информацию из первых рук, а также практические рекомендации по выполнению правовых, финансовых, экономических задач, связанных с принятием новых законов, указов и распоряжений Президента, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

Мы предлагаем нашим слушателям очень интересный творческий семинар «Режиссура праздника», один из самых популярных. В программе семинара — мастер-классы известных режиссеров-постановщиков, дающих практические рекомендации по проведению различных праздников: от детских до государственных. На семинаре участники имеют возможность продемонстрировать свои режиссерские работы, поделиться с коллегами приемами и находками. Тематика данного семинара является очень актуальной, в связи с отсутствием специализированной литературы и методических пособий. Сроки проведения — апрель, октябрь.

Развиваем мы также еще одно направление — проведения семинаров (деловых поездок) за рубежом, которые проходят с участием российских и зарубежных педагогов, с использованием практического материала, профессионального опыта и тех информационно-организационных возможностей, которые существуют в данном культурном пространстве. Нами организованы семинары в Египте, Тунисе, Греции, Испании, Чехии. Знакомство с местным колоритом, национальной самобытностью, народными традициями и творчеством позволяет нам выйти за рамки определенного стандарта проведения семинаров.

Результатом деловых поездок является обмен творческими коллективами, участие в фестивалях, конкурсах, государственных праздниках. Есть самодеятельные коллективы, ставшие вполне конкурентоспособными. Они могут выезжать в зарубежные страны с гастрольными поездками, обслуживая население в курортной или туристической зоне, популяризируя нашу культуру.

Хочу пояснить, почему мы выбрали зарубежные поездки. Проживание, питание, аренда конференц-залов в Москве обходятся недешево. Экономически выгоднее проводить семинары в странах Средиземноморья, потому что это на 30 процентов дешевле, чем проводить семинар в столице. Конечно, можно проводить семинары в регионах, но, по нашим опросам интерес минимальный.

Приглашаем руководителей учреждений культуры принять участие в практическом семинаре «Европейский опыт решения вопросов органов местного самоуправления в сфере культуры», а специалистов в области хореографического искусства в семинаре «Современная и народная хореография Испании». Семинары пройдут в Барселоне в сентябре этого года.

Наша деятельность носит организационный характер. Мы создаем достойные условия для получения знаний: опытные педагоги, комфортабельные гостиницы, хорошее питание, культурная программа. Программы семинаров и мастер-классов разрабатываются с учетом пожеланий и потребностей участников, что позволяет, при высоком качестве предоставления услуг, достойно конкурировать на рынке.

— Кто является участниками выездных зарубежных семинаров?

В основном это руководители учреждений культуры. Как правило, заместители и художественные руководители крупных учреждений культуры, руководители отделов культуры муниципальных образований, специалисты в области досуговой деятельности высших учебных заведений, те, кто занимается студенческим творчеством. В вузах бурлит культурная жизнь, плодотворно работают яркие творческие коллективы, которые тоже имеют возможность позиционировать себя за пределами нашей страны, своего региона.

— Планируете ли вы проведение подобных мероприятий по таким узкоотраслевым направлениям, например, для директоров театров, для директоров музеев?

Есть предложение провести семинар в США для руководителей театров и концертных объединений. Он, скорее всего, состоится в мае будущего года. Договоренность об этом уже имеется — наши бывшие соотечественники готовы оказать нам содействие в проведении этого семинара.

Мы не выходим за рамки сферы культуры, потому что это сфера нашей профессиональной деятельности. Мы делает ту работу, которую знаем; видим определенные тенденции развития отрасли.

— Расскажите, как вы работаете с регионами?

В основном взаимодействие с регионами основано на личных контактах, задействуем также рекламные ресурсы в СМИ, в наших специализированных журналах и газетах. Практикуем рассылку информации о семинарах специалистам в области культуры. Отправляем от 5 до 8 тысяч писем 2 раза в год и считаем, что это самый продуктивный способ привлечения новых клиентов, новых слушателей на семинары. В этом году начинает работать наш сайт www.artpluse.ru. Надеемся, что число наших клиентов значительно возрастет.

— Когда вы осуществляете рассылку писем, через какое время она дает результаты? Сколько времени необходимо вашим адресатам в регионах, чтобы принять решение участвовать в семинаре?

Мы стараемся в мае уже выдать план 2009 года. Разумеется, все поездки специалистов на семинары должны планироваться заранее, потому что они зависят от бюджета организации. Не бывает так, чтобы сегодня человек получил приглашение, а завтра поехал на семинар. Мы заблаговременно рассылаем информацию о семинарах, чтобы у людей была возможность подумать, в каком именно они хотели бы принять участие, а спустя 3 месяца присылаем письмо-приглашение. Мы сейчас отвечаем на звонки по рассылке, которую делали еще в августе прошлого года.

— Можно ли сказать, что в настоящее время сфера культуры не отличается от любой другой бизнес-отрасли, и учреждение культуры может отправить специалиста в краткосрочную зарубежную поездку с целью получения образования?

На сегодняшний момент это вопрос очень спорный. Не каждое учреждение культуры может себе это позволить, так как наш сектор — в основном бюджетный, не все имеют возможность зарабатывать. Но такие есть, и мы, конечно, очень радуемся коммерческим успехам наших партнеров, так как часть средств будет направлена на повышение профессионализма и культурного уровня специалиста.

В нашей отрасли важен обмен практической информацией между специалистами. И если в бизнесе на первое место выходят схемы, модули, позиции, которые конкретно обозначают полученную прибыль, продвижение товаров, то для нас очень важны живое общение, контакты. В нашей стране в городах и в селах проходит очень много ярких мероприятий, праздников, которые заслуживают интереса. После семинара, на котором участники обмениваются своими буклетами, фото-, видеопродукцией, человек может приехать в родной город и год плодотворно работать. Раньше считалось, что квалификацию надо повышать раз в 3-5 лет, но в наше время это надо делать значительно чаще. Человек должен хотя бы раз в год выезжать куда-то и подпитываться новыми идеями.

— Несколько слов о конкурсе «Юная Москвичка». Расскажите, как идет подготовка к нему?

Ежегодный городской конкурс среди старшеклассниц «Юная Москвичка» проводиться уже пятый год. В нем принимают участие ученицы 10-хклассов московских школ, желающие проявить себя. Отборочные туры проходят в несколько этапов, во время которых участницы демонстрируют свои вокальные и хореографические способности, знание истории Москвы. Ведь каждая настоящая москвичка обязательно интересуется историей своего родного города. Компетентное жюри после окончания отборочных туров определяет 10 финалисток, которые будут бороться за титул «Юная Москвичка — 2008».

Идея проведения этого конкурса возникла неслучайно. Когда я анализировал собственный опыт и идеи, положенные в основу других конкурсов и проектов, мне пришла в голову мысль создать именно творческий конкурс, причем не похожий на уже существующие. Он должен быть не только развлекательным мероприятием, но и помогающим участницам самовыразиться.

Самым сложным вопросом был возраст участниц: до 9-го класса — рановато, в 9-м девочки сдают экзамены и им не до сцены, в 11-м — та же проблема. Значит, 10-й класс как промежуточный и менее загруженный — самое подходящее время. Вопрос с конкурсами и номинациями был решен гораздо быстрее. Мы собрались небольшим творческим коллективом, и каждый предложил свое видение «юной москвички». Так и получился, на наш взгляд, очень яркий образ — современной, образованной девушки с творческим способностями, умением петь и танцевать, хорошим чувством юмора, обладающей знаниями о своем городе. Мы сразу отошли от принятых 90-60-90, потому что эти параметры — далеко не показатель красоты. Ведь красота — не внешность, а состояние души. Действительно, все конкурсантки абсолютно разные внешне, единственная общая черта — блеск глаз. В них светиться какой-то особый огонек, он кажется, передает оптимизм девочек всем зрителям.

Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы оказывает нам ощутимую поддержку, помогает префектура Юго-Восточного административного округа. Мы сотрудничаем с ними на протяжении трех лет, и я благодарен префекту Владимиру Борисовичу Зотову за финансовую помощь. Конечно же, коммерческие структуры выступают в роли спонсоров, и мы тоже часть собственных заработанных средств направляем на проведение конкурса.

Мы живем этим конкурсом, нам это нравится. Вы просто не представляете, как семья объединяется в период подготовки девочки к конкурсу! Помогают все: братья, сестры, бабушки, дедушки. Можно сказать, что это семейный праздник, и то, что происходит в финале — очень ярко и зрелищно. Конечно, хотелось бы иметь побольше средств, чтобы осветить это мероприятие, сделать хороший рекламный ролик и показывать его по ведущим телеканалам, но у нас нет такого бюджета. Зато уже появились последователи. Мы запустили этот проект в регионы, и во многих из них будет проводиться аналогичный конкурс.

А со следующего года мы будем проводить Всероссийский конкурс среди старшеклассниц, он будет проходить в конце июня, на День молодежи. Региональные конкурсы не будут отличаться от «Юной Москвички», поэтому велика вероятность, что на Всероссийский конкурс приедет самая талантливая молодежь России. В этом году уже поступило предложение возглавить жюри конкурса в Мурманске «Юность Заполярья».

— И последний вопрос: что вы пожелаете вашим коллегам, которые работают в этой же сфере?

В жизни всего можно добиться, если есть огромное желание. Проблемы, связанные с финансированием, поиском средств, не должны занимать все ваше рабочее время. Надо больше внимания уделять своему профессиональному росту. Не останавливаться на достигнутом, расценивать его как очередную ступеньку к успеху. Надо всегда ставить себе все более сложные цели, тем самым постоянно совершенствуясь.

Пожелать хотелось бы оптимизма, умения ощущать себя человеком, который может иногда повлиять на весь мир. У нас, работников культуры, зачастую заниженная самооценка. Иногда люди приезжают и жалуются: у нас столько работы! Мы же сами ее придумываем, эту работу, сами ее планируем. Но можно же сократить часть работы, сделать более качественно определенные мероприятия, а не ставить дело на поток. Если в этой ситуации твое профессиональное «я» говорит, что где-то надо выйти за рамки существующих стандартов в работе, то, мне кажется, колоссальный успех гарантирован во всем.

Интервью Анны Комаровой