Они были реализованы в художественно-спортивных постановках по заказам спортивных, общественных, различных государственных и профильных организаций в период с середины
При формировании навыка литературных описаний номеров и эпизодов спортивно-художественных и театрализованных представлений рекомендуется не начинать сразу с конкретных сценарных разработок.
Это объясняется, во многом, уровнем исходной образовательной базы студентов, поступающих в ВУЗы физической культуры. Среди абитуриентов встречается, по-прежнему, немало действующих спортсменов, тратящих основное время своей жизнедеятельности на подготовку и участие в различных соревнованиях высокого уровня. Такая подготовка требует целенаправленной тренировочной работы в режиме учебных сборов с нахождением в ситуации частичной социальной изоляции.
В таких условиях организовываемых по нескольку раз в году, заниматься самоподготовкой и продолжительными учебными занятиями в школе, колледже, ВУЗе весьма непросто. Поэтому такой контингент студентов нуждается в упрощенных заданиях, связанных с описанием и собственных, и «чьих-то» размышлений, особенно на первых этапах формирования навыка.
В связи с этим, предлагается выстроить некий алгоритм «привыкания» их к чистому листу бумаги.
Выстраивать такой алгоритм целесообразно по классической схеме «от простого к сложному», «от знакомого к незнакомому», «от неизвестного к известному».
Начинать можно с письменного анализа хорошо знакомых жизненных ситуаций. Например — с составления элементарных объяснительных записок о воображаемом нарушении простейших учебных правил и требований, связанных с опозданием, пропускам занятий, невыполнением домашнего задания и т.п.
К начальному этапу можно отнести и составление набросков приветственных и поздравительных текстов конкретному человеку или организации.
Аналитическая работа над уже подготовленным и действительно произнесенным дикторским текстом перед конкретным художественным номером, эпизодом, целым представлением ( и — по ходу его) поможет увереннее работать над последующим личным заданием по разработке дикторского текста для той или иной ситуации.
Приближаясь к итоговому заданию по написанию литературного сценария, весьма полезными могут быть рубежные задания, заканчивающиеся описанием просмотренного фрагмента с разных точек зрения — администратора программы, режиссера программы, директора программы, автора сценария программы.
Этот практический тренинг с оптимальным количеством порций и повторов аналогичных заданий с постепенным повышением объема содержания учебных заданий значительно облегчает, а в некоторых случаях и сокращает искомый маршрут, приближающий к пониманию (а в некоторых случаях — и к созданию) художественного образа.
Эффект аналитической работы особенно будет заметен при сравнении студенческих предложений по определению сценарного хода, подбора вариантов музыкального и художественного оформления, спортивно-хореографического содержания отдельных фрагментов программы с тем, что по тем же исходным данным и было предложено и сделано педагогами.
Объективность подробного сравнительного анализа, как правило, может быть обеспечена последующим просмотром видеоматериалов, реализованных в разные годы сценариев и находящимися в распоряжении лаборатории кафедры.
Сценарные планы